22 июл. 2009 г.

PowerPoint мешает американским военным думать?

На днях на одной из страниц сайта Army Force Journal, посвященного американской армии, появилась статья, в которой некий T.X. Hammes (далее Хаммес) заявил, что Microsoft Powerpoint влияет на способность американской армии (US Army) принимать обдуманные решения. Причем влияет не положительным, а отрицательным образом.


Статья началась с того, что каждый год Америка тратит миллионы долларов, чтобы научить своих людей думать. “Мы инвестируем во все, начиная от военных колледжей и заканчивая школами запасных офицеров. Наши главные школы, в частности, представляют нашим лидерами обширные проблемы и исторические экскурсы, в попытке выставить на показ сложность и взаимосвязанность множества решений, которые они принимают”.

“К сожалению”, пишет дальше Хаммес ”с обучением наши люди вернулись к миру, которым правит инструмент, противоположный размышлениям: PowerPoint. Я не ошибся, PowerPoint является не естественным инструментом – и в действительности он является врагом вдумчивому принятию решений. Он фундаментально изменил нашу культуру, изменив ожидания тех, кто принимает решения, какие решения они принимают и как они их принимают. И не смотря на то, что это кажется широким обобщением, я думаю, быстрый экзамен на влияние PowerPoint подтвердит это утверждение”.

До PowerPoint, обучающий персонал американской армии подготавливал сжатые двух-трех страничные описания ключевых вопросов. Затем принимающий решение читал эти описания, некоторое время обдумывал их (время у него на это было), и затем встречался с обучающим, либо с экспертом, чтобы обсудить ключевые вопросы, изложенные в описании и принять решение.

Однако сейчас, принимающий решение в течение 20 минут сидит, просматривая презентацию PowerPoint, после которой идет пятиминутное обсуждение и затем от него уже ожидается принятие решения. А где же время на обдумывание?

По мнению Хаммеса, мало того, что способ обучения военных изменился, так еще и сама подготовка к обучению теперь отвратительна (он брезгливо назвал ее “искусством слайдо-логии”). Вместо того, что описать сложный вопрос на двух страницах чистого текста, обучающий персонал теперь работает над созданием 20-60 слайдов. Время при этом тратится не на саму проработку вопроса с написанием законченных предложений, а на выбор рисунков для слайда, построение комплексной иллюстрации и выбор ключевых моментов. “Я даже слышал, беседы о том, какой использовать шрифт и какие цвета”, написал Хаммес и добавил, что наибольшим образом от всего этого страдает сложность вопросов, выраженная в ключевых моментах, представленных на слайдах. Таким образом, по мнению Хаммеса, вместо того, чтобы заставлять офицеров учиться искусству резюмирования сложных вопросов, обучающий персонал теперь работает над тем, как лучше сделать слайды. Более того, добавил Хаммес, обучающий теперь даже не должен задумываться над своей позицией и люди от этого в ходе обучения не получают полного представления о вопросе. Часто обучающий лишь громко читает слайды, тогда как аудиенция пытается делать тоже самое.

Дальше, по мнению Хаммеса, людям необходимо время на обдумывание проблемы, возможно даже необходимо повторное прочтение материала. Вместо этого, они стараются дочитать слайд быстрее, чем это сделает босс (ведущий). После этого слайд сменяется другим, не оставляя людям времени на обдумывание. Как результат качество получаемой информации генералами US, по которой они потом принимают решения о жизнях солдат, снижается. “PowerPoint очевидно ухудшил качество предоставляемой информации принимающему решение”, написал Хаммес, но это, по его мнению, еще не все. PowerPoint изменил культуру принятия решения (о чем уже написано выше), снизил ясность ключевых моментов, и самое главное, заставил людей думать, что сложные вопросы можно (и нужно!) свести к ключевым моментам на слайде. Более того, теперь многие принимающие решения отказываются читать двухстраничные эссе и настаивают на использовании PowerPoint. Хотя, по мнению Хаммеса, очевидно, что бумага лучше PowerPoint.

Да, PowerPoint, по мнению Хаммеса, является хорошим инструментом для быстрого информационного ознакомления, но не для принятия решений. PowerPoint, например, является отличным помощником инструкторов – с его помощью можно просто и эффективно представить фотографии, графики, диаграммы, фильмы и т.п. Однако, он не пригоден для организации глубины понимания большинства вопросов. Для этого требуется дополнительное чтение. Вот почему студенты не могут представлять на рассмотрение тезисы в формате PowerPoint. 

Следующей проблемой PowerPoint, по мнению Хаммеса является – кто принимает решение? Многие задачи, которые можно было принять на низшем уровне, теперь принимаются на высшем уровне генералов. “В результате не те люди принимают решение на не том уровне”, написал Хаммес, по мнению которого, лучше, чтобы многие решения принимались на низшем уровне, а не на уровне генералов, которые думают, что Powerpoint позволяет им эффективно принимать решения и ставить рекорды в их числе, но, похоже, не в качестве.

Я думаю, будущие историки будут ненавидеть эру PowerPoint, т.к. они не смогут следовать цепи логических рассуждений. “К сожалению Pentagon сделал почти культ из презентаций PowerPoint”, написал в конце своей статьи Хаммес, дав понять, что Microsoft PowerPoint вредит способности защищаться американской армии, а может, вредит и всему миру.

Новости по теме:



Комментариев нет:

Отправить комментарий

 
Rambler's Top100